Португалия ’19. День 3. Брага, в основном.

Брагу мы запланировали по нескольким причинам. Естественно, захотелось посмотреть один из старейших городов Европы, колыбель кельтского сопротивления римской оккупации. Как раз незадолго до поездки смотрели по какому-то из исторических каналов передачу по Браккару, воинственное кельтское племя, ожесточенно сражавшееся с римскими войсками в этих местах.

Вторая причина была довольно прозаична: Брага находится относительно недалеко от Порту, а мы на этот день запланировали взять в прокат машину, и надо было к ней привыкнуть перед долгим путешествием на юг.

Португалия ’19. День 2.

«Bom dia a todos! Говорит Порту. Температура воздуха 32 градуса. Температура воды 14. Это Португалия, детка!»

Сон — бесценное лекарство для тела и духа. Девяти часов сна оказалось вполне достаточно, чтобы утром вскочить бодрыми и готовыми к приключениям. Хотя какие приключения? У нас на второй день была запланирована пешеходная ознакомительная экскурсия по городу от сайта Tripster.

Португалия ’19. День 1.

Когда мы обдумывали это путешествие, то прекрасно понимали, что оно будет не таким, как наши предыдущие. Много мест размещения (пять), почти полное отсутствие экскурсий, машина… Да, мы брали машину раньше (когда ездили в Венгрию), но это было совсем другое дело. Там мы просто проехали на машине от Будапешта до озера Балатон и обратно. В сумме — километров 600. Здесь же всё должно было быть гораздо серьёзнее. К тому же нас пуганули необязательностью португальцев. Так что мы в принципе были готовы к каким-то косякам. Но главная проблема этого путешествия пришла откуда не ждали — от немцев! Если честно, не хочу снова в подробностях вспоминать кошмарный перелёт Санкт-Петербург-Франкфурт-Порту. Я достаточно подробно описал его в эмоциональном посте в Telegram. Поэтому мой отчёт начинается с вечера (почти ночи) первого дня, то есть, с нашего прибытия в аэропорт города Порту…

Португалия ’19. Предисловие.

Здравствуйте.

Как я и обещал читателям моего канала «Даёшь Пуртугеш!», я публикую здесь полный отчёт о нашем путешествии. Постараюсь день за днём описать все места, которые мы посетили, людей, с которыми общались, передать всю красоту и тепло изумительной страны Португалии.

Сразу говорю: пишу я медленно. Много правлю, много вычеркиваю и переписываю заново. Поэтому отчёт будет выкладываться кусками. Если какой-то день путешествия выдался насыщенным — выложу отчёт только по нему. Менее насыщенные дни (например, пляжный отдых в Алгарв) будут описаны оптом. Или несколько коротких статей или одна за несколько дней (в духе «а сегодня ничего интересного не произошло»).

Но для начала позвольте познакомить вас с моей семьёй.

Большое Португальское Путешествие

Как и каждый год, где-то зимой мы начинаем готовиться к Большому путешествию. Это у нас такая традиция. Осенью-зимой два-три небольших, а вот летом — что-нибудь мощное (и затратное). В этот раз даже не пришлось особо выбирать, куда поехать. Учитывая наши планы на будущее — маршрут у нас один — Португалия. Смотреть места, знакомиться с людьми. Вживаться, одним словом.

Маршрут выбрался как-то сам собой. Если бы мы ехали вдвоём, как два года назад, он был бы совсем другим, конечно. Но с нами едет Женя, а ей обязательно надо обязательно показать и то, что мы уже видели.

Итак:

• Прилетаем в Порту. Первый день — отдыхать от перелета и знакомиться с городом.
  • Арендуем машину и катимся в Брагу. Гуляем там целый день, вечером, досматриваем Порту. Я понимаю, что двух дней для такого города маловато, но нельзя объять необъятное. Мы еще вернемся. Надеюсь, навсегда…
  • С утра выезжаем в Лиссабон. По пути у нас намечены обязательные остановки в Авейру, Пениш и Назаре. Остальные — по желанию (и состоянию Жени: она плохо переносит автомобиль).
  • В Лиссабоне у нас будет полных 3 дня. Смотрим город, выезжаем в ближайшие пригороды (Синтра — обязательно!)
  • Выезжаем в сторону юга и едем со всего одной остановкой — в сафари-парке Badoca.
  • Далее у нас будет почти 2 недели на то, чтобы облежать все пляжики в районе Карвоэйру. Будем выезжать в разные живописные городки. Хотим также добраться до Севильи, но это как карта ляжет. Хотим еще навестить нашего голландского друга Роланда, у которого снимали виллу 2 года назад.
  • Ну и наконец, через десять дней выезжаем обратно на север и едем с двумя ночёвками в Лиссабоне и Порту. Сдаём машину и улетаем домой. Вроде бы неплохой план.

Как и обещал подписчикам моего Телеграм-канала, буду вести дневник путешествия. С фотками, видео и вот этим всем. Сейчас раздумываю, как лучше это сделать: вести полный дневник здесь, а на канале давать только анонсы со ссылками или быть уже хардкорным канало-админом и писать всё прямо там.

Euskera

Занесло меня тут на бесплатный урок баскского языка.  Ощущения… странные. Вот как объяснить? Такое впечатление, что прикоснулся к чему-то невероятно древнему и чужеродному. Судите сами.

• Неизвестно происхождение языка. Нет родственных языков, что совершенно невообразимо на нашей планете. (Даже у совершенно сумасшедшего венгерского языка находятся родственники — языки народов ханты и манси.)
  • Странный алфавит. То есть, символы-то вполне себе латинские, даже без акцентов (кроме заимствованной у испанцев ñ), но есть несколько диграфов: DD, TT, TX, и т. д. Как и у португальцев, «h» не произносится, но в отличие от последних — вообще не влияет на произношение. Буквы С, Q, V, W, Y используются только в иностранных словах.
  • Язык имеет очень странный состав звуков. Нет звука «в» в принципе. Есть два разных звука «с»: один, отображаемый буквой «s» напоминает чуть шипящий «с» у испанцев. Другой («z») — настоящий звонкий. Два звука «ц» — один («tx») чуть ближе к «ч», чем другой («ts»).
    Буква «i» перед некоторыми согласными не читается, но означает смягчение следующей за ней согласной (прямо как «h» у португальцев). Диграммы «dd» и «tt»- сильно смягченные «d» и «t» соответственно, указывают на уменьшительно-ласкательную форму. То есть, если есть имя Madalena, то «Магдаленочка» по-баскски — Maddalena (произносится «Майалена»). То есть, они реально сюсюкают!

В общем, при изучении баскского языка (или euskera) вам не поможет знание других языков. Ни романских, ни германских.
И я не удивлюсь, если когда-нибудь окажется, что именно на этом языке говорили те самые инопланетяне, занесшие жизнь на нашу планету.
#euskera #vasco

Обучение началось!

В воскресенье состоялся мой первый урок португальского в Bairro Alto. К сожалению, пришлось перейти в группу выходного дня — не нашлось, кроме меня, желающих заниматься по будням. Потом уже подумал, что в этом есть свой плюс: на занятия буду приходить со свежей головой.

Школа

Руководство Bairro Alto явно старались, чтобы школа как можно меньше походила на школу. Аудитории — разнообразные комнаты с разными и очень оригинальными интерьерами. Мягкие диванчики, картины из батика, игрушки, цветы… Детский сад для взрослых.

Группа

Нас 7 человек. Четыре женщины и три мужчины. Народ подобрался разношерстный. Возраст от 30 до… меня. Кто-то пришел просто из любопытства, кому-то нужен язык для ведения бизнеса. Одна женщина честно сказала, что собирается уезжать. Я не признался, сказал полуправду, что, мол, скоро потребуется много говорить с португальцами.

Преподаватель

Тут я пока мало что могу сказать. Аня явно волнуется, сбивается, прыгает по темам. Но все компенсирует ее дружелюбие и комфорт обучения. Информация воспринимается легко и, такое впечатление, сразу ложится куда-то в подкорку. Думаю, это заслуга непосредственно Ани.

Урок

Это было жестко. Один урок на буднем отделении должен был длиться 1,5 часа. На выходных — 2 часа (это понятно, 1 занятие против 2 на буднях). Но видимо, что-то изменилось. Первый урок у нас длился 3,5 часа. Мы успели пройти кучу начальных тем от примитивного «Сhamo-me…» («Меня зовут…») до спряжения неправильных глаголов ser (есть) и ter (иметь). Кто-то из группы схватывал все сразу (видимо, изучали другие романские языки), кто-то тормозил страшно. Но вцелом время прошло весело и незаметно.

Запомнился момент: проходили произношение согласных, в частности, «R». В португальском этот звук точно такой же, как в русском, кроме двух случаев — когда R стоит в начале слова («rua») или дублируется в середине («carro»). В этих случаях она звучит как во французском (грассирование), нечто среднее между «р» и «х». И так же она звучит еще только в одном слове (!) — melro («черный дрозд»). Почему? Никто не знает! Мы долго тренировались в этом «рррххххх». В этот момент у Ани в голове что-то переключилось, и она сказала «Да, кстати! Мы должны как-то назвать нашу группу!». Я смог только сказать «Черные дрозды». Не знаю, приживется ли, но повеселились…

Получили большое домашнее задание на неделю. Чувствую себя снова школьником — «Маам, ну мне ничего не задали на завтра!».

Пражская весна. День второй, экскурсионный.

Вообще, мы собирались на несколько экскурсий. Крумлов, Кутна гора, Еврейский квартал… Но как-то внезапно все переиграли. Экскурсия будет одна, но дальняя, а в остальное время мы будем просто гулять по Праге, заходя во всякие музейчики, пивнухи и прочие приятные заведения.

В качестве той самой «дальней» экскурсии выбрали путешествие в Кутну гору, с заездами в знаменитую Костницу и замок Чески-Штернберк. Группа собиралась на Вацлавской площади под хвостом коня Вацлава. Автобус припарковаться там не смог, поэтому мы совершили переход быстрым шагом до вокзала (к счастью, в Праге все находится довольно близко). Читать далее

Пражская весна. День первый.

Не, это не о том, о чем вы подумали. Это не о советских танках и героических пражских жителях. Все гораздо прозаичнее… На январских каникулах мы побывали в Праге. Я — впервые.

Ехали как всегда, через Финляндию, на маршрутке до аэропорта Хельсинки, затем самолетом (letadlo по-чешски) до Праги. Прилетели. Сняли немного крон в банкомате. Попытались вызвать Uber. Выяснили, что прямо к выходу аэропорта Uber не может подъехать. Немного поспорили насчет маршрута, выдохнули, пошли к информационной стойке. «До Вышеграда? Да легко! На 119 автобусе до метро, а потом с пересадкой до станции с тем же названием Vyšehrad«. Посмотрели по навигатору — ну там уже недалеко. Читать далее